Воскресенье, 20/01/2019, 18:10
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS

Главная | Мой профиль | Выход/ Портфолио/Педагогу музыки/..../......
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [15]
Конспекты уроков музыки [0]
к уроку МХК [2]
Арт-терапия [0]
Музыка и здоровье [1]
Мини-чат
Категории каналов
Наш опрос
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

/ / /

Главная » Статьи » Мои статьи

«Особенности преподавания предметов образовательной области «Искусство» в условиях перехода на образовательные стандарты второго поколения»
«Особенности преподавания предметов образовательной области «Искусство» в условиях перехода на образовательные стандарты второго поколения»
М.А. Фоминова, к.п.н., зав. кафедрой эстетического образования и культурологии МИОО, 
Т.А.Климова, научный сотрудник кафедры эстетического образования и культурологии МИОО Е.А. Кочерова, доцент кафедры эстетического образования и культурологии МИОО Н.И.Шарко методист кафедры эстетического образования и культурологии МИОО 
 
В 2011-2012 учебном году все школы России переходят на обучение по новым общеобразовательным стандартам. Новые образовательные стандарты  выделили в качестве приоритетных две  стратегии современного образования — личностный и компетентностный подходы. Именно они на сегодня определяют уклад школьной жизни.
Эти подходы органически связаны между собой: компетентность, в отличие от требуемых предыдущей педагогической парадигмой знаний и умений, принадлежит к личностной сфере  учащегося и является  инструментом самореализации  его личности.
 
Поэтапный переход на стандарты второго поколения  предполагает несколько изменённый взгляд на преподавание предметов области «Искусство» в системе общего образования в  рамках базисного плана, который ещё в большей мере предусматривает реализацию принципа вариативности и даёт возможность образовательным учреждениям разного типа выстроить траекторию развития художественно-эстетического образования в соответствии с типом школы, концепцией её развития. Такой план создаёт условия для мотивированного выбора педагогическим коллективом и профилизации образовательного учреждения. 
В своей основе базисный план не претерпевает изменений:
 
Таким образом, следует отметить, что место предметов образовательной области «Искусство» остаётся неизменным.
На основе многолетней практики в Москве сложилась система художественно-эстетического образования. Предметы образовательной области «Искусство» обеспечены кадрами и учебно-дидактическими комплексами. Созданы новые перечни таких УДК и методических пособий, подробная информация о которых содержится на сайте кафедры (http://kafedramxk.ru/). 
В Москве ведется системная работа по повышению квалификации педагогических кадров и их методическая поддержка в условиях модернизации московского образования. Продуктивно работает инновационная сеть по теме: «Перспективы развития художественно-эстетического образования в условиях социокультурного пространства современного мегаполиса».
Практика подтверждает наиболее эффективное сочетание в области «Искусство» предметов «Музыка», «Изобразительное искусство», «Мировая художественная культура», которые позволяют реализовать принцип непрерывности художественно-эстетического образования на основе Концепции художественного образования. Эта система позволяет выстроить обучение поэтапно от приобщения к отдельным видам искусства к формированию целостной художественной картины мира, от навыков практического освоения языков искусств к формированию ценностных ориентиров учащихся,  к решению задач нравственно-эстетического воспитания и социализации личности средствами искусства. 
Предметы области «Искусство» обладают мощным арттерапевтическим эффектом и способствуют гармонизации личности учащихся, что отвечает задачам современного образования и реализации принципов здоровьесберегающего обучения. 
Изучение предметов области «Искусство» позволяют каждому учащемуся почувствовать себя успешным в образовательном процессе и способствует повышению мотивации познавательной деятельности в целом. Этот эффект возрастает при освоении МХК как предмета, объединяющего возможности воздействия разных видов искусства на разные психологические типы личности учащихся. Здоровьесберегающий потенциал этого предмета до сих пор не до конца оценен.
 
Считаем наиболее целесообразным проведение уроков музыки и ИЗО из расчета по 1 часу в неделю при условии ведения этих уроков учителями-специалистами (учитель музыки, учитель изобразительного искусства), так как стандарты второго поколения ставят перед учителем новые задачи, требующие высокой профессиональной квалификации. Интеграция музыки и изобразительного искусства с другими предметами допустима только на основе определяющей и ведущей роли искусства и должна осуществляться специалистом в этой области. Только так возможно сохранение системы образования, где каждый предмет выполняет свою роль и системную функцию. В этом случае этим специалистом составляется учебно-тематическое планирование, позволяющее прежде всего реализовать задачи предмета искусства, включая использование информационных технологий. Утверждать учебно-тематическое планирование следует у методиста по предмету искусства.
 
Считаем возможным предложить следующий вариант освоения предметов области «Искусство» в основной школе на основе инвариантной части:
Изобразительное искусство – 1 час в неделю с 5 по 7 кл.
Музыка - 1 час в неделю с 5 по 7 кл.
МХК – 1 час в неделю в 8 классе, 1 час – в 9 классе. 
 
Такое предложение основывается на обеспечении возможности построения линейной модели эстетического образования. Современная концепция преподавания МХК строится, так же, как и концепция стандартов второго поколения, - на системно-деятельностном подходе, предполагающем креативное развитие личности и формированию ключевых компетентностей, позволяющих пользоваться ранее полученными знаниями и сформированными навыками для выполнения образовательного стандарта области знаний «Искусство». 
Старшая школа предполагает выбор профиля обучения, в ряде случаев изучение предметов искусства может завершиться на этапе основной школы. Преподавание предметов художественно-эстетического цикла должно завершаться (согласно государственной Концепции художественно-эстетического образования) интегративным предметом МХК (включающим не только освоение разных видов искусства, но и историко-философскую основу освоения художественной эпохи). Предмет направлен на  завершение образования на уровне формирования целостной художественной картины мира. Возрастные особенности выпускника основной школы, связанные с началом осмысления мира и себя в этом мире, обосновывают выбор предмета МХК как наиболее отвечающего на эти возрастные запросы. Предлагаемый в плане вариант интеграции предметов ИЗО и Музыка с МХК вызывает ряд, пока не конца решённых вопросов, связанных с пониманием смысла самой интеграции. Сам предмет МХК по своей сущности является интегративным, включающим знания из разных областей, наряду со знаниями об искусстве, в том числе музыкального и изобразительного искусства. Тем не менее процесс интеграции идёт. Важно, чтобы он был вариативным, соответствующим особенностям образовательной программы образовательного учреждения определённого типа.
В основной школе осуществляется предпрофильное обучение и самоопределение учащихся. Мировая художественная культура как интегративный предмет дает возможность наиболее полного спектра построения вариативных элективных курсов,  ориентированных на художественно-эстетический и социально-гуманитарный профили обучения.
Основным документом для исчисления количества учебного времени, отводимого для изучения предмета, является Государственный образовательный стандарт.
В качестве варианта, обеспечивающего завершенность художественно-эстетического образования, может быть предложено перераспределение тем внутри предметов «Изобразительное искусство» и «Музыка» с точки зрения движения от опыта художественно-творческой деятельности в 5-7 классах к вопросам взаимодействия разных видов искусства и историческим сменам художественных эпох с их мировоззренческими доминантами в 8-9 классах. 
Экскурсионная деятельность возможна при обеспечении кадровой и методической поддержки. Планирование этой деятельности должно фиксироваться методической службой. В этом направлении следует развивать и формы внеурочной деятельности по предмету в целом.
Вариантом завершения освоения образовательной области «Искусство» может стать интегративный курс «Искусство» в 8-9 классах. По этому курсу разработаны соответствующие программы и учебники.
Информационные технологии органично вводятся в контекст учебной деятельности по предмету. Часы, отводимые в школьном учебном плане на проектную деятельность, целесообразно использовать для интеграции ИКТ с образовательной областью «Искусство».
Каждое образовательное учреждение на основе школьного компонента и в соответствии с избранной профилизацией определяет количество часов, отводимых на освоение МХК в 10 – 11 классах.
 Предполагается построение системы урочно-внеурочной деятельности в рамках изучаемого предмета. Сочетание урока с музейно-экскурсионной и проектной деятельностью способно реализовать цель этого предмета: силой воздействия искусства сформировать ценностные ориентиры учащихся в период формирования мировоззрения.
При разработке учебного плана конкретного образовательного учреждения  администрация определяет  конкретные формы и способы реализации предметов области «Искусство» (музыка, ИЗО, МХК) при наличии кадров в соответствии с анализом объективной ситуации, но совершенно недопустимо подменять их преподавание другими предметами.
Нельзя ломать систему общего образования, в которой только двум предметам – Литературе и МХК отводится решение задач духовно-нравственного воспитания личности обучающихся, формирования их ценностной. 
Нельзя ломать и систему художественно-эстетического образования, сложившуюся на основе Концепции непрерывности эстетического развития ребенка, так как значение предметов области «Искусство» в таком мегаполисе, как Москва, только возрастает. Москва не должна снижать уровень образования в этой сфере ниже общепринятых мировых стандартов.
 
Системно-деятельностный и компетентностный подходы, которые лежат в основе стандартов второго поколения ставят учителя перед необходимостью освоения новой формы планирования учебного материала. В планировании необходимо учитывать как результативность обучения, так и возможные формы организации предметной внеурочной деятельности. Соответственно, эти позиции необходимо включить в структуру учебно-тематического планирования всех предметов. Это может выглядеть, например, так:
 
Планирование курса «МУЗЫКА» в 1-4 классах
Календарно-тематическое планирование.
 Пример для 3 класса. 2-я четверть.
Раздел программы Кол-во часов Тема урока Тип  и форма урока Виды деятельности уч-ся на уроке Учебно-дидактическое обеспечение Форма контроля Виды и формы внеурочной предметной деятельности Ожидаемые результаты
Формируемые личностные компетенции Формируемые предметные компетенции Формируемые метапредметные компетенции
Интонация 1 Тема мужества   в русской и зарубежной музыке Изучение и первичное закрепление новых знаний. Урок-импровизация. Слушание музыки;
Вокально-хоровая деятельность; пластическое интонирование Музыкальный материал: главная тема третьей части симфонии; 5 Л.Бетховена; песня «Весёлый ветер» (из к\ф «Дети капитана Гранта», раздаточный литературный материал (высказывания, стихи, афоризмы,  пословицы, посвящённые проблеме преодоления страха, выбору цели и определению пути).
Синквейн, выполняемый в коллективной форме под руководством учителя Просмотр одной из версий фильма «Дети капитана Гранта».
Посещение концерта, посвящённого творчеству Л.Бетховена Индивидуализация восприятия и осмысления музыкального материала;
Приращение личностного смысла в процессе освоения содержания музыкального материала;
Формирование активной гражданской позиции в процессе проживания воспринимаемых музыкальных образов; Выявление ассоциативных рядов при прослушивании музыкальных фрагментов-образов;
Выделение главной идеи из прослушанного музыкального фрагмента средствами пластического интонирования
Освоение навыков интонационной выразительности исполнения
Освоение понятия «кульминация» в музыке Умение переводить музыкальное содержание на другие языки искусства.
Умение работать в группе с литературным текстом, выделять главное, делать выводы
 
Как же меняется урок Искусства под влиянием этих двух подходов, составляющих главные ориентиры в постановке и решении современных образовательных задач? Что происходит с функцией урока?
Как и любая форма организации обучения, урок зависит от своего содержания. Компетентностный и личностно - развивающий подходы меняют конфигурацию урока. 
• Первый (компетентностный) - усиливает удельный вес творческой, проектной, интерактивной, практической деятельности. 
• Второй (личностный) - предполагает — диалогичность, самоорганизацию, избирательность в отношении содержания и форм деятельности, актуализацию гуманитарного опыта, связанного с ценностно - смысловым анализом текстов и познавательных проблем, востребованностью собственной «авторской», личностной позиции и учителя, и ученика.
 
 
Урок искусства как пространство формирования специальных предметных компетенций учащихся.
 
Большой вклад в достижение главных целей основного общего образования вносит изучение искусства. Содержание изучения курса «Искусство» в основной школе является итогом первого этапа эстетического развития личности и представляет собой неотъемлемое звено в системе непрерывного образования. 
 На первый план при изучении предмета «Искусство» выносится задача восприятия учащимися произведений искусства, раскрытия перед ними закономерностей исторического развития, особенностей образного языка искусства, интонационно – образного содержания, формирования и развития художественно-образного мышления.
В области предметных результатов образовательное учреждение общего образования предоставляет ученику возможность научиться:*
 
в познава-тельной
 сфере:
представлять место и роль искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества;
наблюдать (воспринимать) объекты и явления искусства, воспринимать смысл (концепцию) художественного образа, произведения искусства;
усваивать особенности языка разных видов искусства, художественных средств выразительности, специфики художественного образа в различных видах искусства;
различать изученные виды и жанры искусств;
описывать явления искусства, используя специальную терминологию;
классифицировать изученные объекты и явления культуры;
структурировать изученный материал и информацию, полученную из различных источников;
в ценностно-ориентацион-ной сфере:
Представлять систему общечеловеческих ценностей;
осознавать ценность искусства разных народов мира и место отечественного искусства;
уважать культуру другого народа, осваивать духовно- нравственный потенциал, накопленный в произведениях искусства, проявлять эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;
в коммуника-тивной сфере:
формировать коммуникативную, информационную и социально-эстетическую компетентности, в том числе овладевать культурой устной и письменной речи;
использовать методы эстетической коммуникации, осваивать диалоговые формы общения с произведениями искусства;
в эстетической сфере: развивать в себе индивидуальный художественный вкус, интеллектуальную и эмоциональную сферы;
воспринимать и анализировать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;
проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры, расширять свой эстетический кругозор;
понимать условность языка различных видов искусства, создавать условные изображения, символы;
определять зависимость художественной формы от цели творческого замысла;
реализовывать свой творческий потенциал, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом (художественно-образном) материале;
 
Исходя из новой концепции художественного воспитания, уроки искусства можно рассматривать как особый тип урока, структура которого, элементы движения обучения и воспитания должны подчиняться законам особой формы социальной деятельности - законам искусства. 
В стандартах второго поколения  компетенция (в переводе с латинского competentia означает соответствовать, подходить) - понимается как общая способность и готовность использовать знания, умения и обобщенные способы действий, усвоенные в процессе обучения, в реальной деятельности. Компетенция – это «знание в действии», способность человека использовать на практике полученные знания и навыки, принимать решения в условиях неопределенности и реализовывать их.**
Предметные компетенции формируются в рамках изучения конкретной учебной дисциплины. Однако для этого оно требует обновления в аспекте усиления прикладной и практической направленности, обеспечивающей овладение учащимися необходимыми способами деятельности. 
Таким образом, выделим специальные предметные компетенции в образовательной области «Искусство»:
• Эмоциональная компетенция.
 Эмоциональная компетентность человека связана с эмоциональным интеллектом и основана на нем. Для формирования и развития у учащихся конкретных компетенций, связанных с эмоциями, он должен обладать определенным уровнем эмоционального интеллекта. Например, способность четко распознать, что чувствует другой человек, дает возможность развить такие компетенции как способность влиять на других людей и воодушевлять их. 
 В педагогической деятельности, больше чем в какой – либо другой, уровень сформированности эмоциональных компетенций влияет на результаты. Учитель и ученик одновременно являются субъектами одного и того же образовательного процесса. Перед учителем стоит сложная задача: создать психологический комфорт на уроке, мотивировать ученика на деятельность и при этом ненавязчиво влиять на формирование эмоциональных компетенций ученика, а также управлять собственными эмоциями. 
Важная сторона личности человека – это его отношение ко всему, с чем ему приходится соприкасаться: это и нравственный опыт, и окружающая действительность, и социум или среда обитания как физическая, так и социальная, и это, вне сомнения, те знания, которые он получает в процессе образования. 
Образованный человек – это человек, у которого сформированы и постоянно развиваются эмоциональные компетенции, которые включают в себя систему качеств:
 • понимание своих эмоций; 
 • умение контролировать свои эмоции; 
 • способность к самомотивации; 
 • правильное «прочитывание», распознавание эмоций других людей (эмпатия); 
 • умение строить отношения с окружающими.
• Восприятие художественного образа
«Искусство – зеркало, но отражает оно не жизнь, а смотрящего в него».  Эти слова выдающегося ирландского писателя Оскара Уайльда великолепно иллюстрируют основной принцип взаимоотношения между произведением искусства и человеком. 
Искусство может вызывать самые глубокие и содержательные чувства и эмоции. Его воздействие находится в зависимости от качества самого произведения, от цельности процесса восприятия произведения искусства и от индивидуальности воспринимающей личности.
Взаимосвязь чувств (ощущений, восприятий, образных представлений) с мышлением (понятиями, суждениями, умозаключениями) дает возможность воспринять сущность явлений, раскрываемых художником в образном строе его произведения. Эмоции являются отражением реальной действительности и всегда возникают как субъективный отклик на что-то, воздействующее на человека, поэтому они связаны с моментом познания.
Под эмоциональным интеллектом понимаем способность:
 
Воспринимать и чувствовать эмоции
 
 
 
Направлять
Управлять эмоциями свои эмоции       в   помощь разуму
 
 
 
 
 
 
 
 
Понимать, что выражает определенная эмоция
Искусство способно вызывать самые глубокие и содержательные чувства и эмоции. Его воздействие находится в зависимости от качества самого произведения, от цельности процесса восприятия произведения искусства и от индивидуальности воспринимающей личности. В связи с этим для искусствоведения и педагогики искусства важное значение имеют вопросы эмоционально-чувственного восприятия произведения искусства, способствующего созданию у учащихся особенного чувственного восприятия произведения искусства. Этим обусловлена актуальность более подробного рассмотрения вопросов взаимосвязи теории произведений искусства и психологии эмоций в их взаимообусловленном единстве. Следует особенно подчеркнуть, что ценность художественного образа не зависит от того, что является предметом изображения, и существует ли таковой вообще. Создание условий для эмоционального восприятия художественного образа произведения является одной из основных целей художника-творца. Возможность рассматривать структуру произведения как единое целое, воспринимаемое человеком согласно определенным закономерностям, позволяет сделать новый шаг в решении вопросов эмоционального восприятия.
Чувственное восприятие художественного образа отличается от простого чувственного восприятия реальных предметов и явлений. Он раскрывается с помощью средств, носящих особый, художественно условный характер, в его основе лежат не истины, а ценности. Овладение содержанием художественного образа является лишь предисловием к тому, что составляет сущность процесса взаимодействия учащихся с произведением искусства.
 Информация в произведении искусства представляется в форме художественного образа, который может иметь определенную эмоциональную окраску. 
 
Художественный образ может быть
 
 
  Эпическим Драматическим Лирическим
Художественный образ выражает для человека определенную ценность, поэтому овладение содержанием неразрывно связано с оценкой человеком этого содержания, но, так как в искусстве ценности выражаются не понятиями, а чувственными образами конкретных явлений, то эта оценка выступает, прежде всего, как оценка эмоциональная.
• Чтение художественного текста
Художественный текст представляет собой «модель мира автора», своеобразную «мысль о мире», поэтому, воспринимая художественную информацию, читатель смотрит на мир сквозь призму авторского сознания, которое является условной моделью отражаемого мира.*
Для того чтобы учащиеся смогли успешно выйти на уровень «раскодирования» первоначального авторского замысла, он должен уметь глубоко постигать текстовую информацию, что является основой её подлинного понимания, причём деятельность реципиента по извлечению информации подобного рода должна носить творческий характер.
Становление школьника предполагает: он овладел механизмами «погружения» в художественное произведение, то есть у него сформирован круг умений, способствующих обогащению опыта общения с художественным творением, а в дальнейшем обеспечивающих самореализацию, самоактуализацию учащегося, развитие его творческих способностей. А в целом это должно привести обучающегося к пересмотру, перестройке себя как «потребителя» художественной информации, поэтому одним из основных принципов, на котором должно строиться обучение учащихся является личностно-ориентированный принцип.
Огромную роль в осуществлении этого процесса играет эмоциональный фон деятельности учащихся, организация моментов осмысления нравственных 
ценностей и сопереживания, поскольку как в постижении художественного текста, так и в деле нравственного развития учащихся особенно важен принцип сочетания чувственного и рационального познания.
• Эстетическая оценка, как компетенция
Важнейшим психическим механизмом формирования нравственных понятий и убеждений является оценка, в нашем предмете - эстетическая оценка произведений искусств. Оценивая произведения искусств, ученик соотносит свои представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», с нравственными ценностями произведений искусств, а по сути - своего народа и всего человечества, воплощенными в произведении его автором. В конечном итоге он сможет воспринять «чужое» или даже чуждое ему как свое, личное, получит представления о нормах поведения и взаимоотношений людей, которые станут для него примером, даже идеалом. 
  Проанализировав сущность специальных предметных компетенций урока МХК выделим учебные действия способствующие приобретению готовых знаний.
Эмоциональная компетенция:
 Фиксация своих ощущений и эмоций при восприятии произведений искусства и мира вокруг себя;
 Телесно – эмоциональная идентификация с другим.
Восприятие художественного образа:
 Распознание интонаций в произведениях искусства и выделение ведущей интонации;
 Выбор фактуры и материала для звучащей интонации;
 Перевод художественного образа в другую языковую систему искусства;
 Поиск в видимых формах и явлениях природы выражения характера или настроения;
 Описание художественного образа прилагательными, выражающие настроение, внутреннее состояние, психологическую характеристику;
 Отражение объективных характеристик предмета (факта, явления) в субъективном описании (выражении).
 Подбор интонационно – созвучных произведений разных видов искусств.
Чтение художественного образа:
 Установление связей между «чувственной тканью» и воздействующими художественно - выразительными средствами;
 Построение ассоциативных рядов;
 Оживление персонажей;
 Сравнение и сопоставление произведений, близких по тематике, мотивам, сюжетам.
 
*     Доманский В.А. Литература и культура: Культурологический подход к изучению словесности в школе. 
М., 2002. С. 25.
В процессе освоения предметов области «Искусство» (музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура)  необходимо ориентироваться на достижение следующих результатов: предметных, метапредметных и личностных. Кроме того, новые стандарты при  подведении итогов освоения предметных областей особо выделяют  результаты, не подлежащие оцениванию. Это относится прежде всего к личностным результатам. Они основываются на личностном опыте учащегося, а он всегда имеет индивидуальную эмоционально - чувственную форму, и продукт искания здесь имеет вид не универсального (единого для всех) понятия, а форму личностно значимого вывода, индивидуального смысла, который, хотя и можно выразить на понятном всем языке, но в любом случае нельзя будет передать другому те ассоциации, по поводу которых возникли соответствующие переживания.
 
 
Предметными результатами программы по образовательной области «Искусство» являются:
 
• в сфере познавательной деятельности – понимание смысла (концепции) художественного произведения, особенностей языка искусства (разных видов искусства), художественных средств выразительности, специфики художественного образа в различных видах искусства;  (Важно сформировать представление о том, что такое художественный образ)
 
• в сфере ценностно-ориентационной деятельности – формирование потребности в общении с искусством и способности воспринимать эстетические ценности; формирование художественного вкуса как системы ценностных ориентаций личности в мире искусства; представление основных закономерностей истории культуры и системы общечеловеческих ценностей; осознание ценности художественной культуры разных народов и места в ней отечественного искусства; (уважение к культуре другого народа, освоение духовно-нравственного потенциала, аккумулированного в произведениях искусства, выявление идеалов эпохи, передаваемых через явления художественной культуры)
 
• в сфере эстетической деятельности – эстетическое  восприятие, способность воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства; видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности, умение понимать условность изображения и механизм визуализации, говорить языком изобразительных форм, создавать условные изображения, символы; (понимать особенности разных видов искусства)
 
• в сфере коммуникативной деятельности – формирование коммуникативной, информационной и социально-эстетической компетентности; культура презентаций своих творческих работ в различных формах и с помощью технических средств; (диалоговые формы общения с произведениями искусства, умение выстроить диалог с художественными явлениями прошлого для понимания их значимости для современности)
 
• в сфере физической деятельности – умение определять зависимость художественной формы от цели творческого замысла; реализация творческого потенциала, проявление индивидуальности мышления в процессе поиска оригинальных и нестандартных решений различных художественных задач.
 
Каждый учитель на своих уроках помимо предметного результата  работает и на МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты, к которым относятся способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.
В педагогике искусства сложились приёмы и формы работы, способствующие достижению МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов. Они состоят из  присвоенного набора способов умственных действий и сформированности особых видов мышления. 
Предметы образовательной области «Искусство»   в наибольшей степени предоставляют возможность формирования эмоционально-образного мышления и правополушарных способов умственных действий.
Достижению метапредметных результатов на уроках искусства значительно способствуют
 
Способы умственных действий
 
Эмоционально-образные Абстрактно-логические
• распознавание эмоций
• ассоциирование
• обобщение
• синтез
• структурирование
• образное моделирование • построение логических связей
• анализ
• классификация
• систематизация
• конструирование
 
Реальное мышление - сложный комплексный процесс, в котором все элементы находятся в неразрывном единстве. Данная таблица  с условным делением способов умственных действий может быть полезна для понимания учителем направленности его педагогической практики и обеспечения конкретных метапредметных результатов.
Складывающаяся в системе образования педагогика развития и целевая установка на овладение способами мышления выступает как основа поиска системы инновационных технологий, расширяющих возможности развития личности. Это предоставляет учителю возможность выбора приёмов, методов и форм организации как познавательной, так и творческой деятельности учащихся. 
Например, следующие формы и методы, в наибольшей степени отвечают формированию эмоционально-образных СУДов:
• Технология «Творческие мастерские»
• Проблемно-поисковая технология
• Приемы театральной педагогики
• Переведение художественного образа с одного языка искусства на другой
• Составление ассоциативных рядов
• Подбор интонационно родственных произведений искусства
• Создание эмоциональной палитры произведения искусства
• Анализ интонационно-образного строя произведения
• Моделирование образа по предложенным смысловым аспектам
• Создание автопортрета цитатами произведений искусства
• РАФТ
• Описание в заданной форме.
 
Другая группа форм и методов, направлена на  формирование абстрактно-логических способов умственных действий:
• Технология «Критическое мышление»
• Технология «Дебаты»
• Проектная технология
• Формальный анализ
• Сравнительный анализ
• Составление таблиц
• Развивающие дидактические задания (по Н.К.Винокуровой):
                логические пары
                четвертое лишнее
                цифровой диктант
                числовой диктант
                интегративный вопрос и др.
• Составление опорных конспектов.
 
Представленный перечень приемов и технологий не является исчерпывающим, а только предоставляет возможность учителю сориентироваться в огромном арсенале инновационных педагогических средств. Надо еще раз отметить, что в зависимости от расстановки акцентов указанные приемы и технологии могут использоваться для формирования как эмоционально-образного мышления, так и абстрактно-логического.
Гармоничное, соразмеренное формирование право- и левополушарных способов умственных действий на уроках искусства способствует развитию особого типа мышления – художественно-образного.
Критерием сформированности художественно-образного мышления служит свободное владение учащимся следующими действиями:
• Эмоционально-образные реакции: как на произведение искусства, так и на отношение к миру;
• Воображение;
• Осознание основных закономерностей искусства;
• Восприятие искусства: как пассивное, так и активное;
• Включение нового опыта в личностную систему знаний и постижение искусства;
• Актуализация ценностной сферы
• Озвучание мышления - оформление мысли  в языковом выражении (как вербальном, так и невербальном).
Сформированность художественно-образного мышления является метапредметным результатом образовательной деятельности. Данный тип мышления во многом определяет успешность и креативность человека в различных жизненных ситуациях.
 
Внеурочная деятельность  по художественно – эстетическому направлению
 
Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства —  необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания — формирования зрелой личности, целостной, творчески развитой, действующей по законам красоты. Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие направления художественно - эстетического воспитания:
• эстетическое образование, закладывающее теоретические  и  ценностные основы эстетической культуры личности;
• художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов;
• эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности;
• духовно-нравственное воспитание учащихся средствами искусства;
• воспитание творческих потребностей и способностей. Среди последних особую значимость имеют так называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов и др.
Конечно, все эти направления деятельности тесно переплетены между собой и пронизывают весь образовательный процесс. Вместе с тем, если взглянуть на распределение этих направлений в учебном процессе, то можно предположить, что эстетическое образование преимущественно осуществляется в рамках классно-урочной системы, а вот – художественное воспитание, эстетическое самообразование и самовоспитание, воспитание творческих потребностей и способностей – в большей мере получает свою реализацию в системе дополнительного образования и программах внеурочной деятельности. 
 
Задачи программы внеурочной деятельности  по художественно – эстетическому направлению:
• формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов школьников,     их     приобщение к ценностям отечественной и зарубежной             художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства; 
• реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов;
• широкое внедрение художественного образования как фактора интеллектуального совершенствования, способствующего раскрытию творческого потенциала школьников; 
• формирование у обучающихся культуры межнационального общения через изучение художественных традиций народов России; 
• использование возможностей искусства, художественно-творческой деятельности в целях коррекционной педагогики, психофизического оздоровления обучающихся посредством внедрения современных методик арт-терапии; 
• привлечение ресурсов художественного образования в целях социально-культурной адаптации обучающихся для профилактики и коррекции асоциального поведения; 
• вовлечение обучающихся в активную творческую деятельность, предполагающую освоение базовых художественно-практических навыков; 
• выявление художественно одаренных обучающихся, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития. 
Требования к результатам освоения программ внеурочной деятельности  по искусству
Общение с миром искусства в программах внеучебной деятельности создаёт условия для развития личности школьников, повышения уровня культуры, усиления воспитательных аспектов образования. Художественная деятельность настраивает школьников на саморазвитие, самосовершенствование и осмысление духовных ценностей, воплощаемых в произведениях искусства.  Все  это способствует   приобретению школьниками опыта  познавательной  и творческой деятельности. 
Личностными результатами  освоения программы внеурочной деятельности по искусству являются:
• развитие эмоционально-чувственной сферы личности в процессе восприятия произведений искусства;
• формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать искусство во всем его многообразии видов и жанров;
• умение «читать» языки разных видов искусства;
• умение по характерным признакам определять принадлежность произведений искусства к определенным стилям и эпохам, приводить примеры отечественной и зарубежной художественной культуры, выдающихся деятелей искусства, ведущих художественных музеев;
• умение самостоятельно оценивать произведения искусства;
• способность создавать различные по жанру, тематике, технике художественные работы, передавать в них свое отношение к окружающему миру; 
• умение использовать в творческой работе разные художественные материалы и инструменты, приемы и способы, компьютерные и Интернет-технологии.
Важно отметить, что при освоении программ по внеучебной деятельности акцент делается на результатах личностного развития, не подлежащих оцениванию. (Внеучебная деятельность оставляет ребенку право на разную степень погруженности в изучаемый материал. Если учебная - предполагает в обязательном порядке результат и его оценивание, то внеучебная - оставляет пространство для вариаций: от простого ознакомления,  до погружения и приобретения навыка.)
Метапредметными результатами освоения программы по искусству являются:
активное использование в эстетической и художественной деятельности общеучебных умений:
• самостоятельно получать знания; 
• умение находить, систематизировать, преобразовывать информацию из разных источников; 
• занимать личностную позицию  по отношению к тому или иному произведению; аргументировать свою точку зрения; 
• использовать специальные термины при анализе или оценке работ; 
• выражать свое отношение к произведениям искусства в различных формах.
Не подлежащие оцениванию результаты.
Выше уже упоминалось, что главной целью образовательного процесса является  - воспитание зрелой личности. Вместе с тем, измерить объективно личностный прирост, как результат образовательного процесса – невозможно. Именно поэтому наравне с результатами образования, подлежащими оцениванию, выделены – результаты, не подлежащие оцениванию. Оцениванию они не подлежат, но отслеживанию и фиксации, а по возможности и анализу с последующими рекомендациями – безусловно. Для этого каждому педагогу необходимо выработать или подобрать свой диагностический инструментарий. Это может быть – система портфолио, рейтинговое оценивание, дневник наблюдений и т.д. 
Можно также обратить внимание на то, что воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником общих сведений об изучаемой области, первичного понимания  на уровне знаний повседневной жизни.  Для достижений этого уровня (условно его можно назвать – уровнем общей информированности) необходимо культурно – насыщенное образовательное пространство, содержащее некоторое количество возможностей для школьника.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к  изучаемой области в целом.  Для достижений этого уровня (уровня первых проб) необходим опыт начального взаимодействия с предметами, явлениями и т.д. изучаемой области.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного  действия. Только в самостоятельном  действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) культурным деятелем. Для достижений данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника в открытой культурной среде, в том числе и за пределами школы. 
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, определяемым готовностью данного школьника.
Достижения личностного развития, предполагаемые программой внеурочной деятельности предметов образовательной области «Искусства».
 В области формирования личностной культуры:
формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»; 
принятие обучающимися базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций; 
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей; формирование нравственного смысла учения.
В области формирования социальной культуры:
формирование основ российской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской солидарности;
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
укрепление доверия к другим людям;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям; 
формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России. 
В области формирования семейной культуры:
знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
В области  ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
представления о душевной и физической красоте человека;
умение видеть красоту природы, труда и творчества;
интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;
интерес к занятиям художественным творчеством;
стремление к опрятному внешнему виду;
отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Провозглашенная новыми стандартами компетентностно - ориентированная педагогическая деятельность   не может быть просто системой учебных занятий, она возможна только в особым образом организованной образовательной среде. Это система занятий, обеспечивающих урочную и внеурочную занятости учеников. В ней, как правило, работает не отдельный педагог, а сообщество со-взаимодействующих педагогов — другими словами, коллективный педагогический субъект. От степени сформированности коллективного педагогического субъекта напрямую зависит эффективность   педагогической деятельности в системе культурно-компетентностных уроков. В этом контексте перспективы развития  педагогического коллектива состоят в следующем: от группы работающих рядом педагогов к ценностно - смысловой, со-бытийной детско-взрослой общности всех участников образовательного процесса: педагогов, обучающихся, их родителей, социальных партнеров школы, участвующих в проектной реализации компетентностно - ориентированной педагогической деятельности.
ПРИЛОЖЕНИЕ для учителей-предметников
Основные задачи программы внеурочной деятельности по направлениям искусства:
 
Изобразительное искусство Музыка Мировая художественная культура
  
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности; 
овладение умениями и навыками применения полученных знаний в художественно-практической деятельности. 
воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; по¬требности в самостоятельном общении с высоко художественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и ис-полнительской культуры учащихся
становление музыкальной культуры как неотъемлемой части ду¬ховной культуры; 
развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения; 
овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности
создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства
развитие личности учащегося в процессе освоения мировой художественной культуры
формирование ценностных, духовно-нравственных ориентиров в процессе приобщения к мировой художественной культуре 
развитие компетенций читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу о произведениях искусства;
развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
овладение навыками применения знаний в области художественной культуры в реальной практической деятельности
ПРИЛОЖЕНИЕ (формы внеурочной деятельности).
Направление Содержание Формы
Художественно-эстетическое направление получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России  встречи с представителями творческих профессий, 
 экскурсии на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей,
 знакомство с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, концертных залах, театрах, по репродукциям, учебным фильмам и т.п.
ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами  система экскурсионно-краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий, включая шефство над памятниками культуры вблизи школы, 
 посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок 
 в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций
Развитие способности видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает учащихся в пространстве школы и дома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду. - проведение тематических вечеров;
-  выездные творческие мастерские
- разработка тематических литературно-музыкальных  (литературно-музыкальные-художественные гостиные);
- встречи с интересными людьми;
- посещение ландшафтно-природных заповедников;
-освоение пространства города 
Развитие способности понимать красоту окружающего  мира через художественные образы - воплощение красоты окружающего мира в творческих работах учащихся с использованием различных материалов;
- организация тематических праздников;
обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой, - участие в беседах «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас», 
беседах о прочитанных книгах, художественных фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх; 
- создание «художественных» портретов современников и близких в различных формах
 
Развитие способности  различать добро и зло, отличать красивое от безобразного, плохое от хорошего, созидательное от разрушительного - организация дискуссионных клубов
получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества
участие в художественном оформлении помещений -эстетическое оформление жизненного пространства учащихся;
-становление новых традиций в укладе школьной жизни
участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ
получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека - посещение выставок и музеев;
- театр моды
 
 


Источник: http://sozvuchie.ucoz.ru/publ/fgos_noo/fgos_noo/osobennosti_prepodavanija_predmetov_obrazovatelnoj_oblasti_iskusstvo_v_u
Категория: Мои статьи | Добавил: olenka (17/12/2014)
Просмотров: 1734 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Поиск
Календарь
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2019Конструктор сайтов - uCoz