Воскресенье, 20/01/2019, 18:09
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS

Главная | Мой профиль | Выход/ Портфолио/Педагогу музыки/..../......
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [15]
Конспекты уроков музыки [0]
к уроку МХК [2]
Арт-терапия [0]
Музыка и здоровье [1]
Мини-чат
Категории каналов
Наш опрос
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

/ / /

Главная » Статьи » Мои статьи

Роль музыкального воспитания в развитии интеллекта

«Музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека» — эти слова выдающегося советского педагога-новатора Василия Александровича Сухомлинского долгие годы возвышались лозунгом в моём рабочем кабинете. Они безмолвно давали ответ на часто задаваемый вопрос в то время: зачем нужна музыка в школе? Сегодня такой вопрос уже не звучит, но с годами мне пришлось переосмыслить это высказывание, поняв всю его глубину и серьёзность. Поводом к такому переосмыслению послужило прослушанное мною интервью Владимира Викторовича Кирюшина — академика, выдающегося педагога-музыканта и психолога. Запись интервью была сделана 1 января 1995 года (Программа просветительского фонда «Диалог». Студия «Пролог». Программа «Акценты»). В данном интервью В. Кирюшин рассказывает о роли музыкальных занятий в развитии многомерного интеллекта у детей разного возраста, начиная с внутриутробного. Результатом такого воспитания может стать способность человека проявить себя в самых разных областях. Среди бывших учеников В. Кирюшина 40 докторов наук, 200 кандидатов наук и, как «побочный материал» (по оценке самого автора методики) — 3,5 тысячи музыкантов-профессионалов. В своём интервью В. Кирюшин обозначает две главные проблемы, которые являются препятствием к полноценному развитию: первая — непонимание, что такое полноценное развитие ребенка собственными родителями; вторая — система образования страны, которая отодвинула развитие ребенка и заменила его голыми знаниями.

Не для кого не секрет, что для полноценного и гармоничного развития личности ребёнка во все времена огромная роль отводилась искусству, в частности музыке. Эта роль заключается не только в формировании эстетического вкуса и так называемой общей культуры. На самом деле роль музыки значительно более серьёзна. Музыка непосредственно влияет на интеллектуальное развитие личности человека. То, какую музыку слушают дети, определяет их способности во всех других сферах деятельности, в том числе и в освоении точных наук.

Несмотря на то, что это интервью состоялось почти 20 лет назад, ситуация в современной общеобразовательной школе относительно предметной области искусства мало изменилась. В наше время по-прежнему такие предметы как музыка и изобразительное искусство составляют второстепенный план. Музыка в школе нередко воспринимается как прикладной предмет, предназначенный только «для обслуживания» школьных мероприятий. И даже при том, что сегодня существуют новые программы и учебники, объём часов, отводимый на изучение этих предметов, нельзя сопоставить с количеством времени, которое уделяется изучению искусства во многих развитых странах мира.

Но вернёмся к системе В. Кирюшина. На самом деле, моё первое знакомство с этой методикой состоялось ещё в далёком 1995 году, когда преподаватель фортепиано дала мне аудиокассеты с записями интонационно-слуховых упражнений, а также прилагавшийся нотный сборник. Эти упражнения помогли мне освоить сольфеджио в годы обучения.  Данные упражнения нельзя назвать простыми, поскольку в большинстве из них присутствуют модуляции и неожиданные переходы в другие тональности. Однако сами мелодии и аранжировки к ним, при прослушивании и разучивании, вызывают в памяти знакомые образы. И этому есть объяснение. По словам автора эти мелодии вычленены из тысяч произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и народов, вплоть до IX века, и образуют музыкальный «инвариант» всего лучшего, что создано человечеством. При разучивании данных мелодий создаётся резонанс с тем, что генетически уже находится в каждом человеке, а этот резонанс в свою очередь вызывает активизацию жизненных процессов.

После окончания музыкального училища я многие годы не вспоминал о данной методике, но однажды, начав искать музыкальные упражнения для развития слуха, снова с ними встретился теперь уже в сети интернет. Именно эта новая встреча заставила меня переосмыслить свою роль, как учителя музыки в общеобразовательной школе и осознать неоценимую важность данного предмета для интеллектуального развития детей.

Предлагаю вашему вниманию интервью В. В. Кирюшина.



Источник: http://asv-art.ru
Категория: Мои статьи | Добавил: olenka (18/12/2014)
Просмотров: 400 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Поиск
Календарь
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2019Конструктор сайтов - uCoz