Пятница, 19/04/2024, 02:57
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS

Главная | Мой профиль | Выход/ Портфолио/Педагогу музыки/..../......
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [15]
Конспекты уроков музыки [0]
к уроку МХК [2]
Арт-терапия [0]
Музыка и здоровье [1]
Мини-чат
Категории каналов
Наш опрос
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

/ / /

Главная » Статьи » Мои статьи

Создание условий для психологической адаптации первоклассников средствами внеурочной деятельности.
Создание условий для психологической адаптации первоклассников средствами внеурочной деятельности.
 
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала начального общего образования, актуальной задачей становится обеспечение формирования универсальных учебных действий. Новые образовательные стандарты предъявляют  к участникам образовательного процесса более высокие требования: - в качестве основных образовательных результатов выделяются универсальные учебные действия: предметные, метапредметные и личностные; - в образовательном процессе интегрируется урочная и внеурочная деятельность, что, несомненно, увеличивает психологическую нагрузку на первоклассников.  Возникает проблема: с одной стороны в образовательном процессе, включающем урочную и внеурочную деятельность, необходимо формировать предметные, метапредметные и личностные универсальные учебные действия обучающихся, а с другой стороны  - создавать условия для психологической адаптации первоклассников к школе.
 
Проблема адаптации первоклассников к обучению в школе является одной из самых важных для педагогики и психологии образования, так как от того, как ребенок адаптируется в школе, зависит не только успешность его обучения, отношение к учению, учителю и сверстникам, но и способность к дальнейшему психическому, личностному и социальному развитию. 
По мнению ученых, полноценное развитие ученика на всех ступенях школьной жизни складывается из двух составляющих:  - реализация тех возможностей, которые ребенку открывает данный этап возрастного развития;
- реализация тех возможностей, которые предлагает ему данная социально-педагогическая среда.
Выбор эффективных средств помощи детям младшего школьного возраста, повышающих возможности их обучения и способствующих их адаптации, должен быть основан на выявлении и эффективном использовании тех форм и методов обучения, которые могут оказать влияние на возможности адаптации ребенка в конкретных условиях его жизнедеятельности. Для решения этой задачи нами была разработана программа внеурочной деятельности «Музыкальная палитра», направленная на создание условий для психологической адаптации первоклассников.
Разработанная авторским коллективом программа, предусматривает выбор форм коррекционно-развивающей работы и способов ее организации с учетом ресурсов самого ребенка, его социального окружения, а также возможностей специалистов, реализующих эту программу.
Новизна программы заключается в том, что  в ней интегрируются предметы художественно-эстетического цикла не только на содержательном уровне, включающем межпредметные связи, но и на уровне достижения личностных и метапредметных результатов обучающихся. Программа основана на единстве содержательных, операционных и мотивационных компонентов учебной деятельности.  В основе современного определения арт-терапии лежат понятия экспрессии, коммуникации, символизации, с действием которых  связано художественное творчество [1, с. 49]. По М. Либману, арт-терапия – это использование средств искусства для передачи чувств и иных проявлений психики человека с целью изменения структуры его мироощущения [2, с. 8].  В Российской энциклопедии социальной работы указано, что арт-терапия – это способы и технологии реабилитации лиц средствами искусства и художественной деятельности [3, с. 34]. Педагогическое понимание термина арт-терапия подразумевает «социальное врачевание» личности, изменение стереотипов ее поведения средствами художественного творчества [4, с.14]. Педагогическое направление арт-терапевтической работы с детьми связано с укреплением психологического здоровья ребенка и выполняет следующие функции:
Развивающие. Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Развивается стремление к творческой самореализации средствами художественной деятельности. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост первоклассника, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются умения осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи,  формируется  саморегуляции чувств и поведения.
            Обучающие. Программа  направлена на формирование универсальных учебных действий  (УУД), заключающихся в способности первоклассников  к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социо-культурного опыта.
Диагностические. Занятия с элементами арт-терапии позволяют получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции. В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации.
Коррекционные. Достаточно успешно корректируется образ "Я”, который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми. Развитие эмоционально-волевой сферы личности.
Психотерапевтические. «Лечебный» эффект занятий достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций.
Воспитательные. Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний). Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом.
Преимущества   интегрированных занятий с элементами арт-терапии перед другими формами  внеурочной деятельности: практически каждый ребенок может участвовать в арт-терапевтических занятия, которые не требуют от него каких-либо способностей и навыков к музыкальной или изобразительной деятельности; арт-терапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех детей, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний;  художественная деятельность является мощным средством сближения людей. Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов; продукты художественного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей ребенка, что позволяет использовать их для оценки состояния, проведения соответствующих диагностических исследований.
Ведущая деятельность данной возрастной группы детей – игровая. Из психологических новообразований данного возраста нужно отметить предпосылки логического мышления; формируется планирующая функция мышления (внутренний план действия); а также рефлексия.
 
На занятия принимаются дети независимо от их музыкальных или художественных данных. Определяющим фактором является активное желание ребенка и заинтересованность его родителей. Тем не менее, все дети проходят диагностику, где определяется и фиксируется:
1. Уровень сформированности эмоциональной сферы личности (методика исследования эмоциональных состояний ребенка Т. Дембо, Н.П. Фитискина, Ю.Я. Киселев и др.) [5, с. 35-54];
2.  Уровень тревожности (по методу Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) [5, с. 55-134];
3.  Оценка нервно-психического напряжения (по методике Т.А. Немчина) [5, с. 138];
4.  Способность к эмпатии (по методике И.М. Юсупова) [5, с. 191-197].
Это является первоначальной диагностикой уровня психологического здоровья ребенка. В дальнейшем диагностика проводится два раза в год. Это позволяет скорректировать работу педагогов таким образом, чтобы учесть индивидуальные особенности каждого ребенка и группы в целом.
Количество обучающихся в группах 10 – 15 человек. На занятия принимаются дети независимо от их музыкальных или художественных данных. Определяющим фактором является активное желание ребенка и заинтересованность его родителей. Основой разработки критериев и методов психологического сопровождения программы является диагностическая система, которая включает  входную диагностику в первой четверти;  промежуточную диагностику, направленную на выявление трудностей с адаптацией обучающихся  к школе; психолого-педагогическую работу со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации.
Работа в этом направлении предполагает следующее: индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики; консультирование педагога по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся; организация педагогической помощи детям, испытывающим различные трудности в обучении и поведении с учетом данных психодиагностики. Здесь же – методическая работа педагогов, направленная на анализ содержания и методики преподавания интегрированных занятий. Цель такого анализа – выявить и устранить те моменты во внеурочной деятельности, стиле общения с детьми, которые могут провоцировать различные школьные трудности.
Психологическое сопровождение обучающихся в процессе внеурочной деятельности позволяет повысить ее эффективность, а также является необходимым условием для психологической адаптации первоклассников. Рекомендации психолога могут стать основой проведения мониторинга с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, что позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы.
 
 
Список литературы:
1.            Беккер-Глом В., Бюлов Э. Арт-терапия в Аликсеанеровской психиатрической      больнице Мюнстера // Исцеляющее искусство. 1999. № 1.
2.            Копытин А.И. Основы арт-терапии. СПб, 1999.
3.            Психотерапевтическая энциклопедия/ Под ред. Б.Д.Карвосарского СПб, 1999.
4.            Лебедева Л.Д. Педагогические аспекты арт-терапии// Дидактика 2000. № 1.
5.            Психодиагностика эмоциональной сферы личности / Под ред. Г.А. Шалимова. М.: АРКТИ, 2006.
Категория: Мои статьи | Добавил: olenka (04/01/2015)
Просмотров: 776 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Поиск
Календарь
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz