ДЕТИ И МУЗЫКА Красота музыки имеет своим
источником красоту окружающего мира. В.А.Сухомлинский Музыка
для ребенка-мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот
мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и
эмоциональную отзывчивость. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В ПРОЦЕССЕ СЛУШАНИЯ МУЗЫКИ. В процессе слушания музыки дети знакомятся
с инструментальными, вокальными произведениями разного характера, они
переживают и испытывают определенные чувства. Во время слушания
музыки с детьми младшего дошкольного возраста использую игрушки, которые могут
«разговаривать», «двигаться» с малышами. Все это способствует лучшему восприятию материала, его
осмыслению и запоминанию. Например: «Чудесный мешочек», куда могут спрятаться
игрушки, которые пришли к детям в гости на занятие. Звучат знакомые песни. Дети
по звучанию музыки должны определить, кто находится в мешочке. Такая игровая форма нравится детям, они активно
включаются в разговор с куклой. «Тихие-громкие звоночки»-направление на развитие
динамического восприятия. Например: при разучивании таких пьес, как «Марш»,
«Колыбельная», «Песня», можно для закрепления провести игру «Что делаю дети»,
«Зайцы», «Песня, танец, марш». Постепенно благодаря играм, дети приобщаются к умению
распознавать знакомые произведения. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В ПРОЦЕССЕ ПЕНИЯ. Развитие певческих навыков является одной из
задач музыкального воспитания в детском саду. Музыкально-игровые приемы, используемые в процессе пения, помогают нам
научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание между
музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы. Свои занятия с самыми маленькими я всегда стараюсь строить в виде игры,
маленького сюрприза. Если в руках у меня зайчик, то обязательно читаю
стихотворение о нем, дети слушают музыку, как он скачет, убегает от лисы, затем
зайчик пляшет под веселую музыку, играет на каком-либо инструменте (барабане,
бубне, погремушке), а в конце занятия он обязательно играет с детьми в
догонялки, прятки. Эта структура остается, если я прихожу с куклой, мишкой,
матрешкой. Для закрепления знакомых песен, использую игру «Волшебный волчок»,
которую можно проводить в разных вариантах: дети определяют песню по вступлению,
запеву, припеву, которые исполняются на фортепиано. Попевку «Бубенчики» Е.Тиличеевой, можно использовать для закрепления
знаний о звуках на разной высоте и в качестве музыкально-дидактической игры.
1)Раздаются детям карточки с изображением красного низкого бубенчика, желтого
среднего бубенчика, зеленого высокого. Когда на каком-либо инструменте звучит
низкий звук, дети поднимают карточку с изображением красного бубенчика. Или
можно так, музыкальный руководитель показывает бубенчик, дети должны пропеть звук
соответствующий бубенчику. В игре «Где мои детки?» развивается умение различать звуки разные по высоте, дети с удовольствием отвечают
тоненьким голосом маме-утке, кошке, птичке. И уже при повторном проведении игры, дети твердо знают, что мама кошка
поет низким голосом, а котенок высоким. Обычно для распевок беру несложные музыкальные фразы из знакомых детям
песен, попевок, которые дети поют с различных звуков. Одновременно они могут
прохлопать ритмический рисунок. Для развития ритмического чувства можно использовать различные
музыкальные инструменты. Начинать надо с простейших мелодий на одном звуке.
Например: «Андрей воробей». В начале используется одна прибаутка, т.е. слова и мелодия, а затем уже
ребята передают ритмический рисунок этой прибаутки. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В ПРОЦЕССЕ РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ. Одним из видов музыкальной деятельности является
ритмические движения. На занятиях значительная часть времени отводится
разучиванию различных движений под музыку. Дети учатся ускорять и замедлять
движения, непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами,
разнообразным характером, динамикой музыки. В процессе систематических занятий по движению у
ребят, развивается музыкально-слуховое восприятие. Детям постепенно приходится
вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно точно выполнять движения. Детям младшего возраста свойственны подражательные
движения. Поэтому для малышей 2х лет желательно использовать в игровых
ситуациях разнообразные игрушки, с помощью которых можно побуждать детей к выполнению несложных действий под музыку. Например: перед занятием воспитатель надевает на руку
куклу (петрушку, зайчика и т.д.) и приглашает детей в зал. Дети весело
маршируют, подражают всем движениям петрушки, которые он показывает: хлопают в
ладоши, приседают, кружатся и т.д. С куклой детям интересней выполнять
движения (в упр. «Гулять, отдыхать»
М.Красева) или плясать. С первых занятий необходимо развивать стремление
самостоятельно с творческими элементами
выразительно двигаться под музыку. Таким образом надо активно развивать и обогащать
двигательную реакцию детей. В этом большую помощь могут оказать игровые
моменты. Например: в игре «Кто из лесу
вышел?», дети должны не только определить, кто вышел из лесу: медведь, лиса,
зайчик и др. но и передавать движением неуклюжего, медленно ступающего медведя,
быстрого трусливого зайчишку. Каждый ребенок по-своему применяет умения и
знания в этой игре. Интересные игровые творческие задания мы проводим
после повторного слушания нового музыкального произведения. Например: звучит
мелодия незнакомой польки. Дети определяют веселый, бодрый, танцевальный
характер музыки. Арман говорит: «Это музыка-танец, она веселая и танцевать ее
надо легко и весело» и начал выполнять поскоки. Игорь придумал интересный ритмический
рисунок хлопками. И вот уже знакомый вид польки можно было увидеть в движениях
других детей. Одни за другим ребята включались в танец. Танцует вся группа. Для детей старшего возраста используем магнитофон,
проигрыватель. Красочность звучания оркестрового исполнения знакомых
произведений эмоционально воздействуют на ребят. Использование грамзаписи в свободное от занятий время,
дает возможность детям самостоятельно импровизировать движения, составлять
несложные композиции плясок, хороводов, игр. А это является содержанием таких музыкальных игр, как
«Будем танцевать», «Моя любимая мелодия», «Определи пляску». Таким образом, музыкально-ритмическая деятельность
детей проходит более успешно, если обучение элементов танцевальных движений
осуществляется в сочетании с музыкальными играми и творческими заданиями. В своей работе по развитию творчества я использую
наглядный материал: картины, рисунки,
музыкальные инструменты, музыкально-дидактические игры. Итак, в доступной игровой форме у детей развиваются
музыкальные способности. В игре дети
быстрее усваивают требования
программы по развитию певческих и музыкально-ритмических навыков и даже в
области слушания музыки. Систематическое применение игровых моментов вызывает у
детей активный интерес к музыке, к самим заданиям, а также способствует
быстрому овладению детьми музыкальным материалом. Таким образом, игровые приемы на занятиях музыки
способствует более активному восприятию музыки дошкольниками, позволяет в
доступной форме приобщать их к основам музыкального искусства.
|